Как проверить втягивающее реле стартера
Надежный пуск двигателя автомобиля зависит от работоспособности электростартера. Для исправного функционирования агрегата важно знать, как проверить втягивающее реле стартера, выполняющее три основные функции:
- после подачи напряжения на катушку, начинает перемещаться сердечник, и с помощью специальной вилки вводит в зацепление шестеренку обгонной муфты с зубьями вала маховика;
- при достижении максимального зацепления происходит коммутация контактов для подачи напряжения на электромотор, который начинает прокручивать коленвал двигателя с целью его запуска;
- сразу после пуска силового агрегата отпускается ключ зажигания, прекращается электроток на обмотку и под воздействием пружины вилка выводит из зацепления зубчатую шестерню.
Подготовительные операции
Неисправность детали сказывается на пуске мотора и проявляется типовыми симптомами. После включения зажигания электромотор электростартера работает, а коленвал не проворачивается. В результате двигатель не запускается. Также причиной не выдвижения зубчатой шестерни может быть поломка обгонной муфты. Поэтому перед тем, как проверить реле стартера требуется диагностика работоспособности комплектующих агрегата.
Определить исправность реле можно по характерному щелчку, подтверждающему факт срабатывания сердечника катушки. Но, звук может не прослушиваться, поэтому для точного определения дефекта возникает необходимость в демонтаже электростартера с автомобиля. Перед снятием агрегата необходимо проверить техническое состояние аккумуляторной батареи. АКБ должен быть заряжен, иметь неокисленные контакты и надежно закрепленные клеммы. Также следует проверить надежность крепления проводов к контактам стартера.
Для демонтажа стартера откручивается проводка, и снимаются крепежные винты (обычно 3 штуки). Во многих моделях доступ к агрегату ограничен, поэтому потребуется снятие навесного оборудования. После демонтажа электростартер очищается от грязи и проверяется состояние контактов.
Диагностика втягивающего реле
Рассмотрим, как проверить втягивающее реле стартера. Снятый с автомобиля электростартер размещается возле АКБ и с помощью проводов для прикуривания (с зажимами типа «крокодил») подключается к аккумулятору. На первом этапе соединяется плюсовая клемма батареи с плюсовой клеммой стартера. Далее к минусу аккумулятора подсоединяется другой кабель, второй конец которого подключается к минусу стартера. Если в момент присоединения прослушивается четкий щелчок, значит, втягивающее реле работоспособное и причину следует искать в других узлах и деталях агрегата. При отсутствии щелчка требуется ремонт или замена изделия.
В зависимости от модели автомобиля реле бывает разборного и неразборного типа, которое меняется на новую запчасть. Разборная деталь подлежит дальнейшей проверке и ремонту. Снимается крышка корпуса, крепящаяся на двух винтах. В некоторых моделях требуется отпаять концы обмотки. Далее проверяются силовые контакты. Они подлежат естественному износу, подгорают, а также могут окисляться при попадании влаги. Изношенные контакты подлежат замене, а подгоревшие приводятся в надлежащее состояние с помощью мелкоабразивной (шлифовальной) шкурки. После установки крышки корпуса проверяется работоспособность механизма.
Также автовладельцы могут столкнуться с другими неисправностями втягивающего реле:
- естественный износ комплектующих;
- обрыв или перегорание обмотки катушек;
- короткое замыкание в обмотке;
- заклинивание сердечника.
Типовые неисправности могут стать причиной несрабатывания стартера, прокрутки маховика с низкой скоростью, недостаточной для запуска, а также несвоевременного отведения шестерни после пуска двигателя машины.
Проверка комплектующих
Отсутствие при проведении диагностики изделия щелчка указывает на обрыв втягивающей или удерживающей обмотки, а также на заедание сердечника. Если при включении электростартера прослушивается щелчок, а коленвал вращается с недостаточной скоростью, то причина вероятнее всего в подгоревших контактах. Для проверки целостности контактов от реле отключается кабель, идущий с замка зажигания. Далее отверткой соединяется клемма с кабелем от АКБ с контактом стартера. В результате напряжение коммутируется на электромотор мимо реле. Если электромотор заработал, то проблема в контактах.
Сильный звук после запуска двигателя свидетельствует о заклинивании якоря. Целостность проводки и исправность АКБ можно проверить, если подключить один контакт мультиметра к положительному разъему втягивающего реле, а другой провод к массе. Если при коммутации зажигания прибор покажет напряжение ниже 12 В, то проблема в батарее или электропроводке. Как проверить реле стартера, а также выполнить квалифицированный ремонт проконсультируют специалисты автосервиса Бендикс Шоп